Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Фрэзер PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

ФРЭЗЕР (Frazer) Джеймс Георг (1854—1941) — шотландский этнограф, литератор, религиовед. Профессор (1921). Окончил Кембриджский ун-т, с которым потом сохранял научную связь до конца своих дней. Исследовал, систематизировал и описал огромный материал по первобытным верованиям, тотемизму, анимизму, табу, культу "воскресающих богов" и т. п. В центре всех его этнографических исследований была первобытная религия и "философия", суеверия, мифы, легенды, обряды, психология "первобытного человека". Эта сфера исследований развернулась у Ф. во множество тем, сложных и неясных вопросов, по каждому из которых он сумел найти и сопоставить великое множество фактов, как правило, мало известных. Результаты этой работы были освещены в книге "Золотая ветвь", вышедшей первоначально в виде двухтомника (1890), затем — трехтомника (1900), а в 1911—1915 гг. он подготовил и издал 12-ти томный труд. В 1923 г. Ф. выпустил однотомное сокращенное издание, которое было переведено на рус. яз. Используя сравнительно-этнографический метод, опирающийся на эволюционистскую концепцию истории человека и его культуры, и постулат единства человека и культуры, Ф. ("Золотая ветвь: Исследование магии и религии", 1928, 1980) сформулировал свою, ставшую широко известной, теорию "магии и религии". Суть ее в выявлении трех стадий интеллектуального развития человечества: магии — религии — науки. "Первобытный человек" вначале верил в свою собственную способность воздействовать на окружающую его природу путем "симпатической магии". Это "стадия магии". Позже, разуверившись в этой своей способности, человек пришел к выводу, что предметы и явления природы подчиняются не ему, а воле духов и богов, к которым и стал обращаться с молитвами.

Это "стадия религии". Со временем, по мнению Ф., "стадия религии" сменится "стадией науки": человек познает законы природы и овладеет ими. Исходя из этой схемы, он и приступил к распутыванию в "Золотой ветви" бесконечного клубка разных верований, обрядов, запретов и т. п. Трехчленная теория Ф. имела как почитателей, так и серьезных критиков, не соглашавшихся с объяснениями, которые давал Ф. касательно проекций древних верований на последующие традиции и нормы поведения в тех или иных сообществах. Например, это относилось к очистительным обрядам и принесениям жертвы при "вкушении первых плодов года"; к теории сакрального (магического) происхождения царской власти; к объяснению тотемических верований; к ритуальному значению огня и др. Тем не менее, никто не умалял значения собранных Ф. фактов и его научной честности. Он был крупнейшим свободомыслящим ученым. Оказал влияние на ряд мыслителей и исследователей своего времени, в том числе на З. Фрейда, использовавшего его идеи и материалы при разработке проблем первобытной религии и культуры, в особенности при создании психоаналитических концепций тотемизма и табу. Ф. автор большого количества книг, наиболее известные из которых: "Тотемизм" (1887), "Тотемизм и экзогамия" (1910, в 4-х т.); "Вера в бессмертие и культ умерших" (в 2-х т., 1911—1912); "Фольклор в Ветхом завете" (1918); "Культ природы" (1926); "Мифы о происхождении огня" (1930); "Творение и эволюция в примитивных космогониях" (1935) и др. В рус. пер.: "Золотая ветвь: Исследование магии и религии", 1928, 1980.

Л.А. Карпенко, В.И. Овчаренко