Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Спенс PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 08:07

СПЕНС (Spence) Кеннет Вортенби (1907—1967) — американский психолог, специалист в области экспериментальной психологии, психофизиологии и сравнительной психологии. Один из влиятельнейших теоретиков необихевиористской теории научения. Ученик и сотрудник К.Л. Халла. Образование получил в Канаде, где жил с родителями (его отец, инженер-электрик, был командирован в Канаду компанией "West Electric"). Учился в высшей школе Вест Хилл, ун-те Мак-Гилла в Монреале (бакалавр, 1929; магистр, 1930), Джейлском ун-те (д-р философии, 1933). Чл. Национальной академии наук (1954). Ред. журналов: "Journal of Experimental Psychology"; "The Psychology of Learning and Motivation: Advances in Research and Theory". Награжден "Золотой медалью Уэлса" (1929), медалью Г.У. Кросби (общество экспериментальных психологов, 1953), наградой АРА "За выдающийся научный вклад" (1956) и др. Профессиональную деятельность начал с 1933 г. в лаборатории биологии приматов под руководством Р. Йеркса (г. Орандж-Парк, Флорида), где сделал первые экспериментальные открытия, связанные с исследованием шимпанзе и опытами с прохождением лабиринтов. В 1937—1938 гг. С. — ассистент профессора психологии в ун-те Вирджинии, с 1938 г. — ассоциированный профессор психологии в ун-те Айовы, с 1942 г. — полный профессор и декан фак-та психологии ун-та. С 1964 г. — профессор ун-та Техаса. Научная деятельность С. и его вклад в психологию проявились в трех основных направлениях: философия и методология науки, теория научения и экспериментальная психология научения. Один из его вкладов в методологию психологии заключался в прояснении роли операционализма и природы теоретического построения в психологии. Он обратил внимание на трудности, существующие в формулировании психологических теорий. В отличие от естественнонаучных теорий (физиков, химиков и т. п.) психологи вынуждены создавать теории на уровне низкой доказуемости, поскольку они не в состоянии подняться выше, имея в распоряжении только эмпирические средства.

Вклад С. в теорию научения, помимо его участия в создании системы Халла-Спенса, заключался, с одной стороны, в его таланте ясно толковать и комментировать чужие научные теории и системы ("Theoretical interpretations of learning". In Moss (ed.) "Comparative psychology", 1942 и др.), а с другой — в создании оригинальной теории различающего научения. Построение теории, по мнению С., возможно лишь при точной идентификации единичных и элементарных феноменов. Опираясь на это положение и на результаты исследований Э. Толмена, С. обратился к теоретическому и экспериментальному анализу проблемы привлекательности объекта. Он отбросил постулат о независимости влечения и связей "стимул-реакция", возникающих в результате научения. В соответствии с его трактовкой, в результате прошлого научения объект, напротив, приобретает "побуждающее влияние" на субъекта и, соответственно, в новой ситуации еще до достижения целевого объекта связанные с ним ассоциации могут вызывать прошлые целевые реакции, выступающие в настоящей момент как побуждающие актуальную активность и действующие наряду с влечением, обусловленным потребностью. Основная формула научения, предложенная Халлом, была преобразована С. в следующее выражение: E = (D + K)·H, где E — потенциал пробуждения реакции, D — сила влечения, K — привлекательность объекта, H — прочность навыка.

Такая формализация поведенческих реакций привела к чрезвычайно важному для дальнейшего развития бихевиоризма заключению: субъект может научаться и тогда, когда он не реализует в своих действиях какого-либо влечения, а есть лишь его стимулирование "привлекательностью" объекта. Тем самым С. ввел новые теоретические понятия в бихевиористическую парадигму: связь между стимулом и реакцией, по его мнению, опосредствуется гипотетическими конструктами, продуцируемыми на основе потребностей и мотивов. Кроме того, он, впервые в традиции бихевиоризма, обратился к анализу индивидуальных различий мотивации, в частности тревожности, которой стал заниматься для проверки некоторых следствий своей теоретико-ассоциативной концепции влечения. Подход С. к пониманию тревожности как приобретенному влечению ("Anxiety (drive) level and performance in eyelid conditioning" // Psychol. Bulletin. 1964, 61) — был положен Дж. Тейлором в основу разработки опросника диспозициональной тревожности (J.A. Taylor "Manifest anxiety scale", 1952). Последующие исследования С. и его аспирантов были связаны с различающим научением и с изучением условного рефлекса мигания у людей. Его работы в этой области до сих пор остаются непревзойденными и часто цитируются. В лаборатории С. было защищено 77 докт. дис., содержащих важные научные открытия.

Важнейшие труды С.: "Theoretical interpretations of learning" / "Hand-book of general experimental psychology", N.Y., 1951, (в рус. пер.: Теоретический анализ процесса научения / Экспериментальная психология. М., 1963, т. 2); "Mathematical formulations of learning phenomena" / Psychol. Rev. 1952, vol. 59; "Behavior Theory and Conditions". New Haven, 1956; "A theory of emotionally based drive and its relation to performance in simple learning situations" / American Psychologist. 1958, 13; "Behavior Theory and Learning". N.Y., 1960; "The Psychology of Learning and Motivation (2 vols). Academic Press, 1967.

Л.А. Карпенко, И.М. Кондаков