Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Слухи PDF Печать E-mail
Автор: admin   
08.07.2010 07:26
Слухи — специфический вид межличностной коммуникации, процесс и форма распространения более или менее достоверных сведений о социально значимом предмете по каналам межличностной коммуникации в обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание С. отражает также общественное мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории и, наконец, общую информационную ситуацию. Поэтому изучение и составление баланса С. обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психологической реальности. Вместе с тем, циркулирующие С. служат самостоятельным фактором формирования мнений, настроений, установок и таким образом опосредованно влияют на идеологические, политические и экономические процессы. С. принято классифицировать по двум основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных состояний, выраженных содержанием С., и по соответствующим реакциям аудитории (экспрессивный параметр) выделяются С. — желание, С. — пугало, агрессивные С. По степени достоверности содержания (информационный параметр) С. выстраиваются в шкалу от совершенно ложных до практически совпадающих с действительностью. Исследованиями показано, что С., циркулирующие в рамках широкой значимой аудитории, не бывают полностью достоверными, потому что распространения сюжета подвергается закономерным изменениям: исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции С.: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленными пропагандистскими усилиями. Знание причин и закономерностей распространения С. помогает формировать "слухоустойчивые" системы информации, снижая вероятность возникновения опасных С. и создавая возможность при их возникновении эффективно им противодействовать.

А.П. Назаретян, Ю.А. Шерковин