Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Сновидения PDF Печать E-mail
Автор: admin   
19.09.2010 14:36

Сновидения (психологический аспект) — визуальный образный ряд, генерируемый психикой во время фазы сна с быстрым движением глаз.

Исследования показывают, что люди, разбуженные во время фазы быстрого сна, обычно сообщают, что видели сон. Сновидения происходят и во время фазы медленного сна, хотя не так регулярно. Функции и природа С. обсуждаются в психологии с давних времен. З. Фрейд утверждал, что С. являются разновидностью воображаемого исполнения желаний (то, что недоступно сознательному разуму, можно осуществить в подсознательном мире С.). Содержание С. бывает двух типов: (1) явное — известное сновидцу, "поверхность" сновидения; (2) скрытое — глубинное, скрытые аспекты которого прежде, чем быть выяснены, должны быть проинтерпретированы. Термином "работа сновидения" З. Фрейд обозначает процессы, посредством которых скрытое содержание С. преобразовывается в манифестное (явное) содержание.

В различных психоаналитических подходах символизм С. рассматривается как замаскированное выражение в снах одного предмета, который являются "замещающим" или символом какого-то другого. Считается, что символы необходимы для того, чтобы глубинные, вытесненные желания могли избежать цензуры. Имеются "стандартные" интерпретации для некоторых часто встречающихся символов С. (например, башни, карандаши, пр. почти универсально воспринимаются как фалические символы; аналогично коробки, туннели — как вагинальные символы). Для анализа С. необходимо учитывать особенности жизни сновидца.

К. Г. Юнг ввел термин "сновидческое эго" для обозначения отдельного компонента эго, который, как он считал, отвечает за С.

Когнитивные объяснения природы С. представляют их как своеобразную мысленную "систему подшивки и хранения документов". Во время сна мозг продолжает обрабатывать результаты дневной деятельности, а С. отражают бессознательные попытки найти некий порядок в хаотическом когнитивном мире образов прошедшего дня.

Н. Д. Творогова