Психология и соционика

Клуб Квадра. Краткие сведения о соционике и ее связи с психологией. Описания соционических типов. Тесты. Статьи

Балинтовская группа PDF Печать E-mail
Автор: admin   
19.09.2010 14:36

Балинтовская группа — метод групповой тренинго-исследовательской работы, получивший название по имени своего создателя — М. Балинта, проводившего с 1949 г. в клинике Тависток в Лондоне дискуссионные групповые семинары с практикующими врачами. Центральный объект исследования в классической Б. г. — отношения "врач — пациент". В группу входят 8—10 лиц, работающих в одном или различных медицинских учреждениях, но желательно не связанных служебно-иерархическими отношениями. Группа может объединять людей с различным стажем работы (желательно, чтобы стаж работы был более трех лет). Основным принципом формирования группы является добровольность объединения профессионалов, готовых к пересмотру стереотипов в своей работе и заинтересованных в коллегиальной взаимопомощи. Работа в группе может осуществляться в течение 2—3 лет. В этом случае занятия проводятся несколько раз в месяц. Если группа сформирована из слушателей краткосрочного учебного семинара, занятия могут быть ежедневными или с интервалом в несколько дней, но общее их количество должно соответствовать числу участников. По желанию группы занятия могут фиксироваться с помощью видеокамеры или магнитофона. Руководитель Б. г. специально приглашается для этой работы или избирается участниками. Предметом анализа в группе являются обсуждения случаев из практики ее членов. Это могут быть "трудные" эпизоды из прошлого, продолжающие беспокоить врача; текущие случаи и возможные терапевтические ситуации, даже возможность возникновения которых волнует врача. Каждое занятие посвящается конкретному случаю, о котором докладывает участник группы. Рассказ строится в свободной форме, говорящего не ограничивают во времени и не перебивают. Группа и докладчик пытаются определить суть отношений "врач — пациент" посредством комментариев и свободных ассоциаций идей по поводу обсуждаемого случая. Ведущий помогает сформулировать вопросы по изложенному материалу таким образом, чтобы они были центрированы на взаимоотношениях врача и пациента, а не на технических деталях лечебного процесса.

Он помогает проинтерпретировать различные уровни отношений: как пациент сообщает о себе и своей болезни, как врач делится со своими коллегами переживаниями в отношении этого пациента; как врач пытается понять скрытый смысл сообщения пациента в контексте ситуативного момента; как стараются его коллеги добиться понимания отношений "врач — пациент" в контексте своих реакций на сообщение коллеги. Неосознанные аспекты отношений, возникающие из "переноса", проявляются врачом как в его отношениях с пациентом, так и в отношениях с коллегами. Б. г. нацелена на новый способ сенситивного слушания, способствует более глубокому восприятию участниками собственной личности (собственного "Я").

Наряду с классической Б. г. существуют ее варианты. Б. г. со структурируемыми этапами: (а) доклад рассказчика, (б) вопросы к рассказчику, всем участникам по кругу дается право задавать уточняющие вопросы; важно, чтобы они не подменялись советами, (в) все участники группы по кругу должны дать свои ответы на все поставленные задачи, поощряются свободные ассоциации "аналогичного случая"; ведущий следит за центрированностью обсуждения на взаимоотношениях "врач — пациент", оказывает рассказчику эмоциональную поддержку. Для блокирования обычной групповой динамики запрещается критика ведущего, не поощряются высказывания о рассказчике, базирующиеся на ситуации "там и тогда"; (г) в конце обсуждения ведущий предоставляет слово рассказчику для обратной связи. Опыт Б. г., первоначально ориентированной на врачей общесоматической практики, в дальнейшем распространился и на подготовку психотерапевтов. Работа в такой Б. г. направлена на (1) повышение компетентности в профессиональном межличностном общении, (2) осознание личностных "слепых пятен", (3) психопрофилактику участников группы, основанную на возможности проработки "неудачных" случаев в ситуации коллегиальной поддержки, в атмосфере психологической безопасности. Метод Балинта оказался полезным для повышения квалификации медицинского персонала, учителей, социальных работников, семейных консультантов, юристов и представителей других профессий, ориентированных на межличностное общение.

Г. Л. Исурина